Подростки, их отношения и отношения с ними, их чувства, эмоции, мысли, желания, поведение и стиль жизни — отдельная, волнующая и взрослых и самих молодых людей тема. «Переходный возраст», «трудный возраст», «пубертатный период» — немало придумано названий для этого времени жизни, чаще всего, тревожных, пугающих или не совсем понятных. Выдающийся российский педагог Василий Александрович Сухомлинский тонко и точно сформулировал от имени подростка суть этих тревог и переживаний: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг […] тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. […] Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В таком противоречии — упорном непринятии и отторжении почти всего «взрослого» и в то же время в стремлении присоединиться к взрослому миру, где, как кажется, всем уготовано уважение и успех, — проходит жизнь «до шестнадцати и старше».
Отношения взрослых с подростками часто оттого не приносят спокойствия и радости, что, невозможно понять, когда поддержка и помощь по-настоящему уместны и желательны, а когда становятся лишними. В чем различие внимания и мелочной опеки, участия и тирании? Только на первый взгляд, тем, кто не сталкивался с этой загадкой в собственной семье, эта разница очевидна. Совсем иначе та же самая проблема звучит для человека, который каждый день не знает и предугадать не может, каких сюрпризов еще ждать от собственного ребенка.
Впрочем, ребенка ли? Судя по переменам, которые превратили, казалось бы, только недавно доброго и веселого мальчишку или застенчивую девочку в озлобленное, будто чужое, странно выглядящее существо. Действительно, на этот период жизни взрослеющего ребенка выпадает слишком много перемен — от физиологических до социальных. Организм начинает вести себя по-взрослому, а быт остается еще почти детским; все отношения складываются по-новому, на носу выпускные экзамены и проблема, где и как учиться или работать дальше и прочее, прочее, прочее. Возможности молодых людей становятся гораздо более разнообразными, но в то же время вовлечь их в новую деятельность, будь то дома, во время учебы или на досуге, для родителей становится все сложнее. Счастье, если ребенок награжден спокойным, ровным, добрым нравом и уже способен осознавать и оценивать жизненные приоритеты. Однако чаще всего такая способность под давлением перемен исчезает неведомо куда, либо еще вообще не выработана, не сформировалась, и это произойдет только через несколько лет.
В этот период чрезвычайно важно сохранить эмоциональную взаимосвязь с ребенком, как бы сложно это ни было. Не отмахиваться от него, не игнорировать, не оправдывать свои сложности отсутствием времени и сил. В противном случае подросток не заставит ждать сторонних советчиков в их желании определить его приоритеты. Насколько качественным окажется такое влияние — вопрос весьма спорный.
«Кто я?» — ключевой психологический вопрос этого возраста. То, как мы относимся к людям в это время, закладывает основу отношений и общения на всю дальнейшую жизнь. Переоценить, перехвалить и перепоощрить — порой означает сформировать эмоционально холодного, чванливого спесивца, а недооценить — навсегда разуверить в своих силах.
Другой блистательный педагог — Антон Семенович Макаренко сказал: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему». Именно взаимоотношения, построенные на этом подходе, могут помочь и взрослым, и самому подростку пережить это сложное время так, чтобы оно запомнилось как наполненное событиями, переменами, открывшими новые возможности, и устойчивыми надежными отношениями.
- 8 железных правил для родителей школьника (скачать)
-
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования) 2009 года. (скачать)
-
Здоровье и школа
-
Здоровье подростков
-
Питание школьников
-
Витамины
-
Психология подростков
-
Какие подростки становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков быстрее всего?
-
Молодые да ранние
-
Подростки — испытатели и исследователи. Как их узнать
-
Подросток – испытатель и экспериментатор
-
Мне не нравятся его друзья
-
Почему они такие?
-
Почему подростки-испытатели очень быстро становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков?
-
Ролевые игры. Легко ли быть родителями “хоббита” ?
В этом разделе мы собрали материалы об особенностях эмоций, поведения, деятельности и отношений детей в школьный период жизни.
Разумеется, психология ребенка в возрасте девяти лет значительно отличается от психологии выпускника школы. Это очевидно. Поэтому, для того чтобы вы смогли сориентироваться в данной теме, мы для начала предлагаем вам рассмотреть те периоды развития, о которых вы сможете прочесть в наших материалах.
Собственно говоря, психология школьника — это раздел возрастной психологии. А возраст в это время жизни делится на три главных периода, также как и образовательный процесс: младший, средний и старший школьный возраст.
Младший школьный возраст охватывает период с 6—7 до 10 лет жизни. В это время школьник учится в I—IV классах общеобразовательной школы. Ключевым для правильного понимания того, что становится главным для внутреннего мира (говоря строже, психической деятельности) ребенка в это время, является понимание того, какую роль в этот период играет школа и учеба. Как бы ни был ребенок способен к обучению или как бы он ни старался отлынивать от уроков и домашней работы, учебная деятельность, новое усвоение знаний и опыта — основы его жизни в начальной школе. Они способствуют развитию новых психологических проявлений. С одной стороны, ребенок остается свободным в своем внешкольном «творчестве»— играх и дополнительных занятиях. Это проявляется как произвольная регуляция психических процессов. С другой стороны, ребенок приучается планировать свои действия благодаря тому, что сам процесс школьного обучения построен по программе. Ведение дневника, регулярное выполнение домашних заданий, требование ответственности со стороны учителей и родителей формируют у ребенка способность к построению внутреннего плана действий.
Средний школьный возраст от 10 до 12 лет, V—VII классы школы. Для этого возраста характерна потребность в присоединении к лидерам, авторитетам, выстраивание отношений с позиции ведомого. Надо сказать, что именно в это время повышается уровень доверчивости по отношению к взрослым, поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как ребенок общается с людьми и как проводит время вне школы. Дело в том, что первые годы школы уже сформировали представление о взрослом как об учителе. Таким образом, к привычным авторитетам родителей («Мне сама мама сказала! — А мне сам папа сказал!») добавляются и другие значимые образы помощников, подсказчиков и советчиков. Ожидание поддержки — очень важное переживание в этот период. Вместе с этим отношения с ровесниками значительно расширяются. Дети, как правило, очень активны, деятельны, они осваивают новые сферы интересов и увлечений, учатся самостоятельно выбирать их. Внутренний мир ребенка становится интересным, а не только осознанным. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, задавать себе вопросы и искать ответы на них. То, насколько полно и содержательно они научатся это делать, зависит, в первую очередь, от общения с ребенком в семье и уже потом от учителей, отношений с друзьями и дополнительных занятий. В это время ребенок «знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу».
Старший школьный возраст иначе можно назвать подростковым . Это то самое время, когда молодой человек, перестав быть ребенком и еще не став взрослым, как правило, продолжает жить в тех же условиях, что и раньше, но уже старается их изменить или от них отстраниться. Неустойчивость эмоционального состояния и поведения, искренне или демонстративно заниженная или завышенная самооценка, презрение к нормам, критиканство, недовольство и возбудимость — лишь некоторые из особенностей этого периода жизни. Меняется все: организм и его потребности, чувства словно удесятеряются в своем накале, мысли перебивают одна другую, желания и мечты заполняют все внутреннее пространство, не оставляя место ни логике, ни трезвости мышления, ни душевному спокойствию. Главный вопрос этого возраста — «кто я?» — для многих становится равнозначным вопросу «с кем я?» и «где я?». Общаться с подростками трудно. Для этого требуется немало душевных сил, уверенности, чуткости, внимания, терпения, стойкости, мужества и мудрости. Однако обладая всеми или некоторыми из этих душевных свойств, взрослые имеют свой неповторимый шанс в общении с детьми в этом возрасте заново пережить, вспомнить и понять собственную молодость. Это шанс осознавать, что таким, каким человек проживает этот возраст, со всей искренностью и скрытостью, недовольством, воодушевлением и обостренным самосознанием, он уже не будет никогда потом. Нет ничего удивительного в том, что самое трудное время взросления остается для большинства людей самым ярким и запоминающимся.
В этом разделе мы собрали материалы об особенностях эмоций, поведения, деятельности и отношений детей в школьный период жизни.
Разумеется, психология ребенка в возрасте девяти лет значительно отличается от психологии выпускника школы. Это очевидно. Поэтому, для того чтобы вы смогли сориентироваться в данной теме, мы для начала предлагаем вам рассмотреть те периоды развития, о которых вы сможете прочесть в наших материалах.
Собственно говоря, психология школьника — это раздел возрастной психологии. А возраст в это время жизни делится на три главных периода, также как и образовательный процесс: младший, средний и старший школьный возраст.
Младший школьный возраст охватывает период с 6—7 до 10 лет жизни. В это время школьник учится в I—IV классах общеобразовательной школы. Ключевым для правильного понимания того, что становится главным для внутреннего мира (говоря строже, психической деятельности) ребенка в это время, является понимание того, какую роль в этот период играет школа и учеба. Как бы ни был ребенок способен к обучению или как бы он ни старался отлынивать от уроков и домашней работы, учебная деятельность, новое усвоение знаний и опыта — основы его жизни в начальной школе. Они способствуют развитию новых психологических проявлений. С одной стороны, ребенок остается свободным в своем внешкольном «творчестве»— играх и дополнительных занятиях. Это проявляется как произвольная регуляция психических процессов. С другой стороны, ребенок приучается планировать свои действия благодаря тому, что сам процесс школьного обучения построен по программе. Ведение дневника, регулярное выполнение домашних заданий, требование ответственности со стороны учителей и родителей формируют у ребенка способность к построению внутреннего плана действий.
Средний школьный возраст от 10 до 12 лет, V—VII классы школы. Для этого возраста характерна потребность в присоединении к лидерам, авторитетам, выстраивание отношений с позиции ведомого. Надо сказать, что именно в это время повышается уровень доверчивости по отношению к взрослым, поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как ребенок общается с людьми и как проводит время вне школы. Дело в том, что первые годы школы уже сформировали представление о взрослом как об учителе. Таким образом, к привычным авторитетам родителей («Мне сама мама сказала! — А мне сам папа сказал!») добавляются и другие значимые образы помощников, подсказчиков и советчиков. Ожидание поддержки — очень важное переживание в этот период. Вместе с этим отношения с ровесниками значительно расширяются. Дети, как правило, очень активны, деятельны, они осваивают новые сферы интересов и увлечений, учатся самостоятельно выбирать их. Внутренний мир ребенка становится интересным, а не только осознанным. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, задавать себе вопросы и искать ответы на них. То, насколько полно и содержательно они научатся это делать, зависит, в первую очередь, от общения с ребенком в семье и уже потом от учителей, отношений с друзьями и дополнительных занятий. В это время ребенок «знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу».
Старший школьный возраст иначе можно назвать подростковым . Это то самое время, когда молодой человек, перестав быть ребенком и еще не став взрослым, как правило, продолжает жить в тех же условиях, что и раньше, но уже старается их изменить или от них отстраниться. Неустойчивость эмоционального состояния и поведения, искренне или демонстративно заниженная или завышенная самооценка, презрение к нормам, критиканство, недовольство и возбудимость — лишь некоторые из особенностей этого периода жизни. Меняется все: организм и его потребности, чувства словно удесятеряются в своем накале, мысли перебивают одна другую, желания и мечты заполняют все внутреннее пространство, не оставляя место ни логике, ни трезвости мышления, ни душевному спокойствию. Главный вопрос этого возраста — «кто я?» — для многих становится равнозначным вопросу «с кем я?» и «где я?». Общаться с подростками трудно. Для этого требуется немало душевных сил, уверенности, чуткости, внимания, терпения, стойкости, мужества и мудрости. Однако обладая всеми или некоторыми из этих душевных свойств, взрослые имеют свой неповторимый шанс в общении с детьми в этом возрасте заново пережить, вспомнить и понять собственную молодость. Это шанс осознавать, что таким, каким человек проживает этот возраст, со всей искренностью и скрытостью, недовольством, воодушевлением и обостренным самосознанием, он уже не будет никогда потом. Нет ничего удивительного в том, что самое трудное время взросления остается для большинства людей самым ярким и запоминающимся.
В этом разделе мы собрали материалы об особенностях эмоций, поведения, деятельности и отношений детей в школьный период жизни.
Разумеется, психология ребенка в возрасте девяти лет значительно отличается от психологии выпускника школы. Это очевидно. Поэтому, для того чтобы вы смогли сориентироваться в данной теме, мы для начала предлагаем вам рассмотреть те периоды развития, о которых вы сможете прочесть в наших материалах.
Собственно говоря, психология школьника — это раздел возрастной психологии. А возраст в это время жизни делится на три главных периода, также как и образовательный процесс: младший, средний и старший школьный возраст.
Младший школьный возраст охватывает период с 6—7 до 10 лет жизни. В это время школьник учится в I—IV классах общеобразовательной школы. Ключевым для правильного понимания того, что становится главным для внутреннего мира (говоря строже, психической деятельности) ребенка в это время, является понимание того, какую роль в этот период играет школа и учеба. Как бы ни был ребенок способен к обучению или как бы он ни старался отлынивать от уроков и домашней работы, учебная деятельность, новое усвоение знаний и опыта — основы его жизни в начальной школе. Они способствуют развитию новых психологических проявлений. С одной стороны, ребенок остается свободным в своем внешкольном «творчестве»— играх и дополнительных занятиях. Это проявляется как произвольная регуляция психических процессов. С другой стороны, ребенок приучается планировать свои действия благодаря тому, что сам процесс школьного обучения построен по программе. Ведение дневника, регулярное выполнение домашних заданий, требование ответственности со стороны учителей и родителей формируют у ребенка способность к построению внутреннего плана действий.
Средний школьный возраст от 10 до 12 лет, V—VII классы школы. Для этого возраста характерна потребность в присоединении к лидерам, авторитетам, выстраивание отношений с позиции ведомого. Надо сказать, что именно в это время повышается уровень доверчивости по отношению к взрослым, поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как ребенок общается с людьми и как проводит время вне школы. Дело в том, что первые годы школы уже сформировали представление о взрослом как об учителе. Таким образом, к привычным авторитетам родителей («Мне сама мама сказала! — А мне сам папа сказал!») добавляются и другие значимые образы помощников, подсказчиков и советчиков. Ожидание поддержки — очень важное переживание в этот период. Вместе с этим отношения с ровесниками значительно расширяются. Дети, как правило, очень активны, деятельны, они осваивают новые сферы интересов и увлечений, учатся самостоятельно выбирать их. Внутренний мир ребенка становится интересным, а не только осознанным. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, задавать себе вопросы и искать ответы на них. То, насколько полно и содержательно они научатся это делать, зависит, в первую очередь, от общения с ребенком в семье и уже потом от учителей, отношений с друзьями и дополнительных занятий. В это время ребенок «знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу».
-
Психология школьника (доступные пункты 1-20 для скачивания материала, а пункты 21 и 22 доступны только для чтения)
-
Музыкальное воспитание
Заказать полный материал записанный на CD-носитель.