Воскресенье
18.05.2025
22:29
Вход
Поиск
Календарь
«  Май 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Новости
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Вся образовательная помощь
     Третья четверть - почему нам так тяжело?
    Почему нам так тяжело?

    В школе началась третья четверть. И мы привычно добавляем: самая долгая и трудная. Все предметные программы построены так, что самый сложный и объемный материал изучается именно в третьей четверти. Именно в феврале–марте проходят всевозможные олимпиады, тестовые испытания, ответственные контрольные, влияющие на годовые отметки. Для выпускников начинается финишная предэкзаменационная прямая.

    У большинства детей в первом полугодии образовались различные точки напряжения в изучении отдельных предметов, во взаимоотношениях с учителями, одноклассниками. Теперь на фоне всеобщей усталости и повышенной раздражительности эти мелкие проблемы могут вырасти в острые конфликты.

    Монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до каникул целых 2 месяца) нагнетают внутреннюю тревогу, провоцируют депрессивные настроения у детей.

     Простые советы

    В этот период журналы заполнены бесконечными рекомендациями по борьбе с авитаминозом и зимней депрессией. Однако к воплощению этих советов в реальности стоит отнестись внимательно. Безусловно, наши дети страдают от недостатка свежего воздуха, движения, полноценного питания, полноценного сна. Сколько бы лет ни исполнилось уже вашему ребенку, следить за его здоровым образом жизни придется родителям. И чем старше школьник, тем сложнее это делать да так, чтобы это не стало причиной семейных раздоров.

    Родительская помощь должна быть незаметной и неназойливой: организуйте совместный поход на лыжах, купите всем членам семьи коньки или просто прокатитесь вместе с ледяной горки, поставьте вазу с фруктами (апельсинами, мандаринами, хурмой — и смотрятся весело, и едятся с пользой) именно в комнате ребенка. Положенный прямо в рот сыночку витамин и пожелание удачи. За завтраком — чай со зверобоем или шиповником. Увлажнитель воздуха в спальне, чтобы утром ученик чувствовал себя бодрее. А еще можно организовать семейный выезд за город, поход в сауну, в бассейн.

    Тонкая материя

    Школьные проблемы решаются далеко не так просто. Хорошее здоровье и бодрость духа — непременное условие успешной учебы. Но даже очень здоровый ребенок нуждается в психологической родительской поддержке, ободрении.

    Кто, если ни родители, поможет детям поверить в собственные силы. Однако недостаточно повторять ежедневно, как заклинание: «ты все сможешь, у тебя все получится». (Хотя иногда такие напоминания все же небесполезны.) Гораздо важнее адекватно реагировать, к примеру, на школьные неудачи, неизбежные в каждой ученической судьбе.

    Не обвинять, не упрекать, а пытаться найти выход. «Двойки» по математике или английскому, возможно, еще не повод нанимать репетитора и лишить ребенка последнего свободного вечера в неделю. Иногда достаточно два-три раза посидеть вместе над домашним заданием, чтобы дела пошли на лад.

    Постарайтесь понять, почему школьник не усваивает материал. Чересчур медлительному ребенку необходимо дома еще раз повторить пройденное в школе. Слишком стремительному помогите научиться усидчивости, концентрировать внимание — умение очень важное для любого ученика (существует много соответствующих игр, тренингов, неплохая тренировка — семейный турнир по шахматам).

    Основа успешного школьно-образовательного прогресса — качественное выполнение домашних заданий. Далеко не все дети умеют их делать самостоятельно. Одни порой просиживают за учебниками часами, но без толку, другие, напротив, надеясь на помощь взрослых, ждут их возвращения с работы, открывают тетрадки поздно вечером. В этом есть и родительская вина. С малышом мы обычно делаем уроки вместе. А потом вдруг решаем, что пора ребенку стать самостоятельным, а он даже не знает, как подступиться к делу.

    Обсудите с детьми возможные тактики и стратегии. Неуверенным в себе стоит начать с самых легких заданий. Успешно выполнив упражнение, ребенок почувствует в себе силы и постепенно освоит гораздо более сложные задачи. А кому-то, напротив, лучше выбрать самые трудные предметы, а параграф из учебника биологии можно прочитать и перед сном. Эмоциональным детям стоит сначала выполнить задания по любимым предметам, тогда запаса хорошего настроения хватит на все остальное. Кому-то поможет негромкий музыкальный фон, кто-то нуждается в полной тишине.

    Дети-кинестетики, которым легче что-то выучить, расхаживая с книжкой по комнате, а также дети-визуалы должны, читая учебник, обязательно делать выписки, для того чтобы работала зрительная и механическая память. Аудиалам (ведущий канал восприятия — слух) помогут аудиокниги, обучающие аудиопрограммы. Можно записать на диктофон параграф по истории в мамином исполнении и слушать по дороге в школу. Хорошие обучающие компьютерные программы привлекут внимание мальчишек.

    Самый сложный вопрос: как усадить ребенка за выполнение домашних заданий? Назначить точное время? Разрешить ему поиграть сначала полчасика или вознаградить за усердие в конце? Только учтите, самые простые, на первый взгляд, компьютерные игры, обычные «стрелялки-догонялки» — самые утомительные для ребенка. За них не стоит садиться перед выполнением домашней работы.

    Пусть ученик экспериментирует, наблюдает за собой, изучает себя, а результатами наблюдений делится с вами. Разговор об особенностях собственного интеллекта, воли гораздо интереснее ребенку, чем надоевший допрос: «А ты сделал математику? А русский сделал?»

    Если вы видите, что ваш школьник явно не успевает сделать все заданное (учителя иногда слишком требовательны), тактично помогите ребенку. Вы не лентяя и бездельника спасаете, а с удовольствием вспоминаете забытую премудрость, берете на себя техническую поддержку. Например, если задали доклад по литературе, пусть ребенок объяснит вам, о чем собирается писать (заодно и сам осмыслит задачу), а вы найдете информацию в Интернете, нужные книги, возможно, оформите готовый реферат, перепечатаете его на компьютере. Естественно, в это время ученик не бездельничает, а делает другие уроки. Или посуду моет, пылесосит: и семье помощь, и для ребенка ощущение собственной значимости и ответственности, и отдых его утомленным глазам, сутулой спине, засыпающему мозгу. 

    Кстати, если в третьей четверти оценки ребенка стали чуть ниже, чем обычно, не стоит паниковать. Возможно, он просто устал.

    Шаг в сторону

    Как бы много внимания ни приходилось уделять учебе ребенка, обязательно отвлекайтесь сами (и детей отвлекайте). Особенно, если в школе не все благополучно. Чтобы не считать себя вечным неудачником («лузером», говорят подростки), ребенок должен ощутить вкус победы в любом другом пространстве: в самодеятельном театре, на хоккейной площадке, в изостудии. Опыт побед поможет ему выдержать удары судьбы. Конечно, нельзя настаивать на посещении кружков, записывать туда ребенка насильно.

    Иногда полезно дать ребенку лишний день отдыха. Это относится как к слишком старательным ученикам, так и к тем, кому нелегко дается школьная программа. Организм последних страдает гораздо больше, интеллектуальная усталость парализует последние способности ребенка. Отдохнувший ученик работает более эффективно.

    Нельзя забывать и об эмоциональной усталости. Даже если ребенок не очень старается на уроках, он все равно утомляется: от множества людей, одних и тех же лиц, от страхов и чувства вины, напряжения на уроке.

    Напишите записку с извинениями, договоритесь с классным руководителем, возьмите отгул и, с пятницы до воскресенья, счастливо проведите время на даче, в доме отдыха, просто погуляйте в соседнем парке. Можно пару раз в месяц забрать ребенка с последних уроков под предлогом посещения поликлиники, встречи бабушки на вокзале. Пройдитесь на обратном пути по магазинам, сходите на выставку, в театр.

    Монотонность школьных будней необходимо разбивать яркими событиями. Отпускайте детей раз в неделю на дискотеку, на матч, желательно под выходные, чтобы, загулявшись допоздна, они успел выспаться на следующий день.

    Тревожные признаки

    Если ребенок стал излишне плаксивым, слишком пассивным или, напротив, взрывным, буйным, если он по утрам жалуется на недомогание (болит живот, голова, горло, нога…)… Если подросток стал агрессивным, угрюмым, замкнутым, возможно, рассеянным, жалуется на плохую память, если вы обнаружили в дневнике двойки или записи о прогулах. Все это, скорее всего, признаки школьной депрессии. И одного сочувствия, дополнительного отдыха может оказаться недостаточно и потребуется консультация врача. В современном арсенале медиков есть средства, помогающие справиться с повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой.

    Юридический комментарий

    Закон «Об образовании» разрешает школам самим устанавливать продолжительность и сроки начала и окончания каникул (ограничение только одно — в течение учебного года количество каникулярных дней не должно превышать 30). Так что вы можете, объединившись с другими родителями, убедить администрацию школы устроить несколько разгрузочных дней в середине третьей четверти. Никаких согласований с «вышестоящими органами» не требуется. Конечно, в этом случае каникулы вашего ребенка могут не совпасть с каникулами его приятелей, зато вам проще будет взять пару отгулов на работе, купить турпутевку, билеты на поезд — не сезон, нет ажиотажа.

    Поможем детям дождаться весны!